Статьи

Все статьи...

Смета затрат

Любое строительство, связанное со значительными денежными вложениями, требует проведения тщательных расчетов затрат. Именно с этой целью в строительной индустрии принято использовать специальные финансовые документы — сметы. Данный документ включает в себя описание всех затрат, требуемых для строительства. Он призван упорядочить и структурировать процесс, а также помогает контролировать финансовые потоки, с целью избежать необоснованных трат.

Формула сметы затрат

Смета затрат включает в себя все расходы, так или иначе связанные с сооружением здания. К таковым относят:

ССЗ=Пз+Нр+Сп,

где ССЗ — смета затрат на строительство,

Пз — прямые затраты,

Нр — накладные расходы,

Сп — сметная прибыль.

К прямым затратам относят стоимость материалов, выплаты заработных плат и соответствующие социальные отчисления, расходы на доставку материалов, оборудования и техники, и прочую логистику.

Накладные или косвенные расходы включают в себя все финансовые затраты, необходимые для обеспечения условий строительства. Сюда относят расходы на административно-хозяйственные выплаты, охрану труда и защиту окружающей среды, закупку канцелярских товаров, повышение квалификации рабочих, создание соответствующих бытовых и хозяйственных условий для рабочих. Кроме того, к этой категории относятся затраты на ремонт строительного оборудования, возведение и разборка временных конструкций, а также расходы на выплаты налогов, заказ рекламы (при необходимости) и т.д.

Сметная прибыль представляет собой нормативную прибыль, учитывающуюся в стоимости продукта строительства.

Документ может включать в себя и иные статьи в зависимости от характера работы предприятия. Зачастую в нее включаются так называемые лимитированные затраты (сезонные изменения стоимости, инфляция и другие непостоянные факторы).

Таким образом, при определении общего объема расхода, следует учитывать такие факторы как:

  • Общий объем работ;
  • Используемые при строительстве технологии;
  • Количество рабочих и иных участников строительства и сопутствующих работ;
  • Срок проведения работ.

Калькуляция

При составлении сметы необходимо оперировать определенными стоимостями единиц продукции, рабочих нормо-часов и услуг. Для получения подобных значений, проводится калькуляция.

Существуют различные методы для проведения калькуляции. Выделяют следующие:

  • Нормативный метод. Стоимость в данном случае определяются исходя из существующих нормативов.
  • Передельный метод. Стоимость рассчитывается по переделам процесса производства.
  • Заказный метод. Стоимость рассчитывается отдельно по каждому заказу.

Бланк сметы затрат

Бланк сметы затрат для негосударственных внебюджетных организаций оформляется в свободной форме. Тем не менее, он должен содержать в себе следующее:

  • Название документа («Смета затрат»);
  • Наименование юридического лица, составляющего документ;
  • Подписи составители сметы;
  • Указание расчетного периода;
  • Таблица с указанием статьей расходов и соответствующих им значений.

Расчет сметы затрат

Самый важный этап при создании сметы затрат — это проведение соответствующих расчетов. Для них используются следующие входные параметры:

  • Единица измерения по статье расходов. Таковым показателем может быть штука (например, при закупке тары), тонна (при закупке строительных материалов), метр (строительные материалы), литр (при закупке горючего), сутки (при аренде каких-либо помещений) и многое другое.
  • Количество единиц по статье расходов.
  • Стоимость одной единицы. Стоимость крайне желательно указывать в одной и той же валюте для всех затратных статей.
  • Общая стоимость по статье. Рассчитывается как произведение количества единиц на стоимость одной единицы.

Для проведения расчетов в большинстве случаев используют компьютерные мощности. Особенно это касается больших смет, включающих в себя много пунктов. Чаще всего для этого применяются программу электронных таблиц, например, известная всем Microsoft Excel.

Методика составления и структура документа

В большинстве случаев документ опирается на имеющуюся проектную документацию по строящемуся объекту. Составление смет занимаются специализированные организации, однако данный документ можно составить и самостоятельно. В ряде случае он оформляется самими проектировщиками.

Если все строительные и сопутствующие работы осуществляется одной компанией, то оформляется одна общая смета. Если же работами занимается несколько подрядчиков, то чаще всего каждым из них создается собственный документ во избежание путаницы.

По своей структуре документ представляет собой таблицу, разделенную на даты. По каждой дате устанавливается перечень проводимых работ и соответствующих затрат.

Примерная структура документа:

Дата Наименование Единица Количество Цена единицы, рубли Стоимость, рубли
01.01.17 Покупка материала Тонны 5 20 000 100 000
Проведение работ Часы 8 20 00 16 000
Аренда оборудования Сутки 10 10 00 100 000
02.01.17 Покупка материала Куб. метр 10 2 500 25 000
Покупка топлива Литры 100 50 5 000
03.01.17 Проведение работ Часы 5 3 000 15 000
Аренда оборудования Сутки 2 5 000 10 000
И т.д. до окончания срока строительства

Оформленный документ позволяет оценить масштаб грядущих работ и размер требуемых вложений.

Смета капитальных затрат

Данная смета включает в себя информацию о капитальных вложениях компании, к которым относятся следующим расходы:

  • Вложения на покупку нового оборудования (включая транспортные расходы);
  • Расходы на повышение квалификации рабочих работы с новым оборудованием.

Методика составления данного документа полностью идентична. Отличие заключается лишь в статьях расходов.

Заключение

Смета — крайне полезный и важный документ, который позволяет оценить эффективность вложений, размер необходимых вложений, а также выявить потенциал для дальнейшей оптимизации строительных работ.

Пример сметы затрат


Назад...

Похожие статьи

Статьи


Все статьи...
ЗАКАЗ ОБРАТНОГО ЗВОНКА
Оставьте Ваши данные, и наш менеджер свяжется с Вами